К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

В России с марта резко выросли продажи йодида калия и измерителей радиации

Фото Александра Щербака / ТАСС
Фото Александра Щербака / ТАСС
На российских маркетплейсах Ozon и Wildberries весной и летом 2022 года в несколько раз выросли продажи йодида калия, который принимают для защиты от радиации, а также приборов для измерения уровня радиации, выяснили в сервисе аналитики работы интернет-ретейлеров Moneyplace. Всплеск спроса на эти товары связывают с новостным фоном: ранее стало известно, что таблетки йодида калия исчезли из аптек в США — их разобрали, делая запасы на случай ядерной войны

В России на маркетплейсах Ozon и Wildberries объем продаж йодида калия и содержащих его препаратов вырос на 103% в апреле по сравнению с мартом 2022 года, на 40% в мае по сравнению с апрелем и на 42% в июле по сравнению с июнем. 

К таким выводам пришел сервис Moneyplace, который анализирует работу интернет-ретейлеров (результаты исследования есть у Forbes). Аналитики изучили продажи товаров с названием, включающим слова «йодид калия», на каждом из маркетплейсов. Затем выбрали из всего многообразия таких товаров несколько, обеспечивающих порядка 90% продаж в категории, и проанализировали помесячную динамику выручки по ним. Среди товаров в топе продаж на Ozon и Wildberries оказались таблетки «Йод+Селен» бренда «Биакон», таблетки йодида калия бренда Consumed, капсулы Liquid Iodine от Maxler и капсулы органического йода бренда GLS. 

Продажи йодида калия и препаратов с ним росли не на протяжении всех месяцев начиная с марта 2022 года. Так, согласно данным Moneyplace, в июне оборот упал на 38% к маю, а за период 1–22 августа — на 28% в июлю. В сервисе объясняют августовский спад продаж июльским ростом: «На новостной волне самые эмоциональные покупки уже были сделаны ранее». 

 

В Ozon отказались от комментариев, в Wildberries на момент публикации на вопросы Forbes не ответили. Forbes также направил запросы в пресс-службы сети аптек «36,6» и компании «Эркафарм» (сети «Доктор Столетов», «Озерки» и «Самсон-фарма»). В последней отказались отвечать на вопросы о динамике спроса на товары, связанные с защитой от радиации, и их возможном дефиците.

Йодид калия (стабильный изотоп йод-127) рекомендуют принимать людям, находящимся в зоне радиационного поражения, для нейтрализации радиоактивного изотопа йод-131. Последний — один из самых опасных продуктов распада ядерного топлива, который может накапливаться в щитовидной железе и становиться причиной злокачественных новообразований. По данным исследования МАГАТЭ, с 1991 по 2015 год в Белоруссии, Украине и четырех областях России, жители которых пострадали от катастрофы на Чернобыльской АЭС в детском возрасте, было зарегистрировано 20 000 случаев рака щитовидной железы. Каждый четвертый случай, по мнению экспертов, стал следствием Чернобыля.

 

Всплеск спроса на йодид калия после начала «спецоперации»* на Украине произошел не только в России. В марте The Daily Mail писал, что таблетки йодида калия пропали в США из аптек и супермаркетов, торгующих безрецептурными препаратами. По информации издания, дефицит был связан с тем, что американцы запасались йодидом калия на случай ядерной войны или радиоактивного поражения из-за взрыва на одной из украинских атомных электростанций (АЭС). Таблетки от радиации на фоне сообщений о боях вокруг украинских АЭС скупали и в Европе, сообщала Би-би-си.

Moneyplace также изучил динамику продаж товаров, в названии которых есть словосочетание «от радиации». По его данным, за период с 1 по 22 августа совокупные продажи дозиметров для измерения радиации на Ozon и Wildberries выросли на 161% по сравнению с июлем. При этом рост в августе конкретно на Wildberries был в 3,6 раза. Объем продаж приборов для измерения радиации на этом маркетплейсе до июня 2022-го был минимальным, говорят в Moneyplace. В последние месяцы большую часть продаж таких приборов на обоих маркетплейсах, согласно исследованию сервиса, обеспечили дозиметры брендов СОЭКС, Radiascan и Radex. 

Спрос на товары, связанные с темой радиации, в России подогревает новостной фон, заключает гендиректор Moneyplace Дмитрий Ермолаев: «Селлеры видят ключевые запросы и стараются заранее удовлетворить потенциальный спрос, заводя эти товары на маркетплейсы». При этом цены на приборы для измерения дозы радиации падают: в августе они снизились совокупно на 10%, говорят в Moneyplace. «Селлеры выложили свой товар и смотрят, за какую цену их будут покупать», — объясняет Ермолаев.

 

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+